Главная » 2014 » Январь » Новость от 17.01.2014

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, КЛИМАТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

В прошлом году была утверждена Экологическая политика Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Разработка документа проходила в режиме максимальной открытости, с привлечением представителей широкой общественности. Экологическая политика на период до 2030 года существенно отличается от ранее принятых документов. Акцент сделан на информационном обеспечении природоохранной деятельности и расширении межведомственного информационного взаимодействия. Впервые в документе в качестве отдельной задачи рассматривается восстановление нарушенных естественных экологических систем и возмещение вреда окружающей среде. Новой для города стала задача обеспечения экологической безопасности, связанная с  предупреждением экологических и иных рисков, в результате климатических изменений. Для ее решения планируется разработка климатической стратегии Санкт-Петербурга.  Встречи со специалистами и общественностью по этим вопросам проходили в 2013 году. Вы освещали эти мероприятия, за что, отдельное спасибо.

ОЧИСТКА РЕК, ГИДРОСИСТЕМЫ

В 2013 году мы расчистили участки русел Фонтанки, Славянки, Волковки, Обводного канала. Освободили от донных отложений озеро Долгое, реку Лапка, Сампсониевский бассейн и часть Петергофского канала. Извлекли порядка 150 тысяч кубометров донных отложений.

Мы восстановили работоспособность гидросистемы устья реки Малая Сестра в Сестрорецке, благодаря чему она вновь сообщается с Финским заливом.

В Год охраны окружающей среды мы завершили капитально-реставрационный ремонт плотины №3 Ижорского водохранилища. Теперь она регулируется и можно контролировать паводковые воды, избегать подтопления прилегающих территорий.

На 90 водных объектах в 18 районах города провели уборку и очистку акваторий, береговой полосы. В результате собрали 1116 м3 мусора.

Мы ликвидировали 196 нефтеразливов, собрали почти 42 тысячи кг нефтепродуктов. Не допустили ни одного выхода нефтепродуктов в Финский залив.

СБОР ОТХОДОВ

В 2013 году был поставлен рекорд по объему сбора опасных отходов - батареек и аккумуляторов - от населения. Было собрано 16 тонн. Это в 3 раза больше, чем в прошлом году. Первая в России партия батареек направлена на пилотную переработку в Челябинск.

Кроме того, петербуржцы сдали в Экомобили более 80 тысяч люминесцентных ламп, это в 2 раза больше, чем в прошлом году. 10 тысяч ртутных приборов, что тоже почти в 2 раза превышает показатель 2012 года.  Петербуржцы активнее сдают орг технику и бытовую технику, компоненты которых содержат небезопасные вещества. В 2013 году мы собрали 20 тонн такой техники. Подчеркну, что все отходы были направлены на переработку, в результате чего высокотоксичные загрязняющие вещества не попали в окружающую среду.

В 2013 году на постоянной основе начали работать пункты для сбора опасных отходов в Кировском, Калининском, Василеостровском, Фрунзенском и Выборгском районах.

Мы продолжали реализацию пилотного проекта по централизованному сбору и обезвреживанию медицинских отходов класса Б. Мы вывезли и обезвредили в 2013 году 570 тонн медицинских отходов из 11 медицинских учреждений города.

В 2014 году при поддержке Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко мы планируем перевести этот пилотный проект в постоянно действующую программу. 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТХОДЫ

В 2013 году наши специалисты согласовали более 1600 технологических регламентов на использование и размещение строительных отходов. 

Количество образующихся отходов на период строительства по согласованным технологическим регламентам:

- переданных на использование 5 класса опасности – 12 524,54 тыс.м3;

- переданных на размещение 5 класса опасности – 785,6 тыс.м3;

- переданных на использование 4  класса опасности – 543,2 тыс.м3;

- переданных на размещение 4  класса опасности – 474,4 тыс.м3.

Ситуация со строительными отходами складывается следующим образом. Собственник строительных отходов вправе заключить договор с любой коммерческой организацией, так как в 2012 году было отменено лицензирование на перевозку таких отходов. Заключая договор с коммерческой организацией, собственник снимает с себя ответственность за дальнейшую судьбу отходов. Перевозчик по техническому регламенту должен доставить отходы на полигон. И очень часто складывается ситуация, когда отходы до полигона не довозят. Мы видим несанкционированные свалки в лесопарковых зонах, во дворах. Мы начали поднимать вопросы контроля за перевозкой строительных отходов, что не входит в функциональные обязанности Комитета. Но это вопрос благополучия петербуржцев, которые хотят и имеют право жить в экологически безопасном городе.

Мы выступили с законодательной инициативой на федеральном уровне. И в феврале поедем на парламентские слушания, чтобы ее отстоять.

СТОЧНЫЕ ВОДЫ

По предварительной оценке в 2013 году водопользователями
Санкт-Петербурга:

- забрано из поверхностных водных объектов 1082,7 млн. куб. м;

- сброшено сточных вод в поверхностные водные объекты всего 1215,6 млн. куб. м, в том числе 126,6 млн. куб. м нормативно-чистых (от охлаждения оборудования).

Комитет обладает полномочиями по выдаче разрешений на водозабор и водоотведение. На сегодняшний день порядка 40% предприятий, которые обращаются в Комитет за такими разрешениями, не имеют ни узлов учета использования воды, ни очистных сооружений. Позиция Комитета в этом вопросе жесткая. Мы настаиваем, чтобы предприятия, которые претендуют на водозабор или водоотведение, контролировали качество воды, сбрасываемой в наши реки и озера. Они должны ставить очистные сооружения, узлы учета. Речь идет об экологической безопасности петербуржцев.

КРАСНЫЙ БОР

Отдельно остановлюсь на вопросах утилизации отходов на полигоне «Красный Бор» и строительстве экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов.

Напомню, что отходы 1 и 2 классов опасности – а это кислоты, щелочи, растворители, ртутьсодержащие и другие отходы, жидкие отходы органического и неорганического состава 4 класса опасности со всего Северо-Запада – могут размещаться только на полигоне «Красный Бор». Поэтому роль полигона для обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия  Северо-Западного федерального округа исключительная. Всем это понятно. В 2013 году полигон принял почти 13 тысяч тонн отходов.

Что касается строительства завода. На сегодняшний день на территории экспериментального предприятия построены:

  • станция глубокой биологической очистки сточных вод,
  • склад для хранения особо токсичных отходов,
  • административно-бытовые корпуса, в том числе, для размещения лаборатории, линии газопровода, электропередач,
  • сооружение инженерной защиты для обеспечения безопасности окружающей среды.

Там есть установка санитарной обработки технологического автотранспорта, корпус приема и обработки жидких и технологических отходов, газовая котельная, водопровод, насосная станция, тепловые сети. Проект на сегодняшний реализован примерно на 60%.

Мы провели два заседания научно-технического совета с участием проектировщиков, ведущих ученых нашего города, людей профессиональных и болеющих за экологию Петербурга и Ленинградской области. Их мнения полярны. Но и разработчики завода говорят, что технологии, заложенные в проект, устарели. К сожалению, в рамках реализации проекта был допущен ряд технических ошибок, которые мы вынуждены исправлять сейчас. Скажу четко: проект завершать необходимо, но с внесением корректив, которые коснутся в основном изготовления оборудования. Нам потребуется государственная и экологическая экспертизы, без которых мы не сможем ввести проект в эксплуатацию. Сроки, в которые мы планируем довести проект до пуско-наладочных работ, не больше 12 месяцев.

Подчеркну, что в вопросах финансирования, мы получили поддержку Губернатора Санкт-Петербурга и министра природных ресурсов.

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ, МОНИТОРИНГ

Приятным событием для всех нас в прошлом году стало создание двух особо охраняемых природных территории – это государственный природный заказник регионального значения «Южное побережье Невской губы» и памятник природы регионального значения «Долина реки Поповки».

В прошлом году мы заменили 3 автоматических станции мониторинга атмосферного воздуха. Оснастили их самым современным измерительным оборудованием. Ввели в эксплуатацию автоматическую станцию мониторинга поверхностных вод. К 2017 году планируем создать еще 5 станций мониторинга поверхностных вод.

ШТРАФЫ

Мы продолжали активную работу по привлечению к административной ответственности виновных в организации свалок. Предъявлены штрафы на сумму порядка 35 млн рублей. Это рекордная цифра по сравнению с прошлыми годами. Все эти деньги пошли в бюджет города.

БЮДЖЕТ

Бюджет Комитета в 2013 году составлял 2 млрд 285 миллионов рублей. В этом году он чуть меньше 2 млрд 266 миллионов рублей.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Мы продолжаем экологическое просвещение, в которое стараемся вовлекать людей разных возрастов и занятий. В 2013 году мы провели 18-й международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд».  Организовали  специальный показ фильмов для младших школьников, конкурс фильмов среди школьников и мастер-классы. В конкурсной программе приняли участие 38 фильмов из 26 стран. Фестиваль посетили более 2500 зрителей.

Наша Дирекция особо охраняемых природных территорий провела более 50 эколого-просветительских мероприятий, в том числе около 30 экскурсий и экологических акций на особо охраняемых природных территориях. Особо популярным стало мероприятие в Международный день птиц на Елагином острове.

Несколько слов скажу о волонтерах. У нас при Комитете есть волонтерская служба. Мы работаем с десятью вузами города. Обучаем студентов и затем выдаем им свидетельство о прохождении обучения.

В Год охраны окружающей среды порядка пяти с половиной тысяч волонтеров приняли участие в акции «Сделаем вместе!». Провели уборку несанкционированных свалок, собрали более 3 тысяч м3 отходов.

ПЛАНЫ НА 2014 ГОД

В этом году мы закончим капитальный ремонт Охтинской плотины в Красногвардейском районе. Начнем восстанавливать Ижорскую плотину №2. Дочистим русло Фонтанки и начнем приводить в порядок Мойку. Почистим около одного километра Обводного канала. Кроме того, мы запланировали по зимней технологии начать очистку Львиного пруда.

В этом году мы поставим 8 станций мониторинга атмосферного воздуха, одну станцию мониторинга поверхностных вод, увеличим количество пунктов наблюдения за состоянием дна и берегов водных объектов на 30 штук. Сейчас их 184. На 36 пунктах наблюдения проведем исследования за объектами животного мира.

На 2014 и 2015 годы запланирована организация 5 заповедных мест: Истоки Муринского ручья, Новоорловский лесопарк, Левашовский лес, Береговой уступ «Серово», Пухтолова гора.

2014 год объявлен Годом Финского залива. Наш Комитет участвует в организации российско-финско-эстонской «Выставки Года Финского залива - 2014». Экспозиция будет посвящена природе и экологическим проблемам региона Финского залива. Выставка будет размещаться с мая по декабрь на разных площадках:  в «Водоканале Санкт-Петербурга», в Русском  географическом обществе,  в Эколого-биологическом центре «Крестовский остров»,  во  Дворце творчества юных, в Киноцентре «Родина»  и т.д. В дальнейшем мы планируем использовать ее в системе экологического образования и просвещения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Хочу сказать о наших законодательных инициативах. В 2014 году мы продолжаем взаимодействие с федеральными органами власти с целью внесения изменений в постановления правительства РФ и в Водный кодекс по нашим предложениям.

Что касается договоров на водопользование. Мы предлагаем предусмотреть в них механизм по предотвращению ситуации, когда правами на земельный участок обладает одно лицо, а правом пользования участком акватории водного объекта, примыкающим к такому земельному участку, - другое лицо, не состоящее с первым в каких-либо отношениях. Это первое. Мы инициируем возможность расторжения договора водопользования в одностороннем порядке в случае систематического неисполнения обязанностей другой стороной.

Мы хотим внести изменения в Постановление Правительства РФ для того, чтобы оптимизировать процедуру проведения водных аукционов на право пользования акваторией. Мы хотим упростить процедуру аукциона и сократить сроки его проведения. 

Мы хотим внести изменения в Водный кодекс с тем, чтобы пруды и обводненные карьеры причислять к водоохранным зонам. 

Мы предлагаем внести изменения в Федеральный закон об экологической экспертизе с тем, чтобы все земельные работы на территории РФ проводились после получения государственной экспертизы. Это позволит контролировать использование отходов 5 класса опасности, а именно, грунтов.

В 2014 году мы начинаем нарабатывать правоприменительную практику привлечения к административной ответственности лиц за ограничение свободного доступа к водным объектам общего пользования. 


← Вернуться к списку

© 2005 — 2019 Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Яндекс.Метрика