Новость от 21.09.2010
Вместе с председателем городского природоохранного ведомства за учениями наблюдали глава областного Комитета по природным ресурсам Александр Степченко, руководство Колпинского района города во главе с Дмитрием Кобицким, представители Управления МЧС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ГБУ Волго-Балт.
На нынешних учениях, в которых был задействован практически весь городской нефтеуборочный флот во главе с многофункциональным ледоколом «Невская застава», отрабатывалась ситуация с потерпевшим техническую аварию нефтеналивным танкером. По легенде учений, произошла аварийная разгерметизация одного из танков объемом 300 куб.м, на акваторию попали нефтепродукты в объеме около 80 куб.м. В дополнение к разлившемуся по акватории топливу, на судне возникает пожар. Ситуация осложнена быстрым течением Невы в районе поселка Саперный ниже Ивановских порогов, удаленностью места аварии от города и угрозой гибели экипажа аварийного танкера. Велика вероятность попадания нефтепродуктов в центральную часть города, в район водозабора: буквально через несколько часов, по оценкам специалистов, пятно нефтепродуктов может оказаться уже у Большеоохтинского моста. Пострадавший танкер (его роль сыграло судно ГУП "ПиЛАРН" ОС-331), теряя содержимое пробитых из-за аварии танков, по легенде тренировки, буксируется к берегу, но наваливается на него, возгорается рубка, жизнь экипажа из трех человек под угрозой.
Вот с такой сложной задачей надлежало справиться аварийным экологическим бригадам. А, кроме того, на учениях необходимо было показать эффективное взаимодействие со всеми задействованными в учениях службами Комитета по природопользованию, Колпинского района города и аварийно-спасательными службами Ленинградской области. В этом году нефтепродукты на акватории заменили экологически чистые опилки, а вот пожар был настоящий: для демонстрации аварийной ситуации на небольшом плоту рядом с "танкером" сожгли старую ветошь.
Начались учения в 14 часов. Все службы на суше и на воде с готовностью принялись отрабатывать нештатную ситуацию: аварию на борту загоревшегося танкера "Волго-нефть". Прежде всего требовалось потушить пожар на "танкере" и спасти жизнь людей. На акватории появляется ледокол "Невская застава". Его водяные пушки образуют настоящую водяную завесу - стену из мельчайших водяных капель - с двух сторон горящего судна, не давая огню ни малейшего шанса. Пожар на акватории и на борту потушен в кратчайшие сроки, судно эскортируется к берегу, однако пожар на неуправляемом судне разгорается с новой силой из-за удара о берег, и тут к оперативным действиям приступают пожарные расчеты и медицинские бригады Колпинского района.
Одновременно необходимо обеспечить безопасность акватории Невы, так как разлитые "нефтепродукты"-опилки быстро разносит течением. С учетом сложной гидрологии реки Невы на данном участке, высокой скорости ее течения специалистами был выбран способ локализации разлива нефтепродуктов «каскадом». Такой способ является основным в случае обнаружения нефтеразлива на ранней стадии. В центральной части Невы работы по сбору на первом этапе проводили нефтесборщики М-1, М-2 и Эко-2.
Первая линия боновых заграждений устанавливалась судном «Рубеж» таким образом, чтобы перехватить пятно разлитой нефти на правом берегу (в соответствии с гидрологическими особенностями) и направить его в нефтяную ловушку, порогового нефтесборщика М-2, приемная емкость которого 13,7 т. Раскрывая аппарели для сбора нефте-водяной смеси, нефтесборщик образует «карман», куда и поступают разлитые нефтепродукты. На левом берегу данная тактика была применена нефтесборщиками «Редут» и М-1. Большая часть нефтепродуктов внутри образованных аппарелями "карманов" поступила в танки нефтесборщиков, остальная часть была собрана нефтесборщиком «Эко-2» и самоходной платформой «Труксор», оснащенной щеточными нефтесборочными комплексами. Боны надежно перекрыли путь нефтяному загрязнению и на правом, более пологом берегу Невы
Когда нефтеразлив незначителен, для сбора можно использовать щеточные скиммеры, установленные на судах. Всем наблюдающим за ходом учений щеточный скиммер блестяще продемонстрировала "Невская застава". Работа скиммеров значительно оптимизировала ход уборки нефтепродуктов и работу в обонованных участках реки. В первой линии боновых заграждений были использованы более мощные (110 см) боны. Это делается для того, чтобы сильное в этом месте течение реки не опрокинуло боновые заграждения. Чтобы этого не произошло, специалисты городского нефтеуборочного флота закрепляют - это хорошо видно с берега - боны на аппарелях нефтесборщиков М-1 и М-2. Внутри заграждений нефтяное пятно обрабатывается сорбентом с помощью пушек с бортов "Редута" и "Рубеж" вблизи правого и левого берегов Невы.
Итак, пятна нефтепродуктов локализованы и обработаны, выполнена задача перехвата загрязнения и обеспечена невозможность продвижения нефтепродуктов в сторону городских водозаборов. После локализации нефтяного пятна специалисты ГУП «ПиЛАРН» приступают к сбору нефтепродуктов с акватории. С водной поверхности нефтеводяную смесь собирают не только М-1 и М-2. "Невская застава" и здесь демонстрирует свои возможности. Нефтесборочное оборудование ледокола укомплектовано ковшовым нефтесборщиком, предназначенным для сбора разливов нефтепродуктов. Работу этого современного оборудования в ходе учений обеспечивала автономная гидравлическая установка. По завершении сбора основного количества нефтепродуктов условное «пятно» обрабатывается сорбентом повторно с целью доочистки акватории и сбора тонкой пленки. На правом берегу в это же время с загрязнением борются аварийно-спасательные формирования Ленинградской области совместно с аварийной службой ГУП "ПиЛАРН" во взаимодействии с подразделениями МЧС города и области.
Анализ аварийных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов на акватории реки Невы, позволяет сделать вывод, что значительное количество нефтеразливов обнаруживается у границы города в верхнем течении реки Невы (район от Ивановских порогов и Невского лесопарка до Финляндского моста). Источники нефтеразливов обнаруживаются как за границами города (на акватории Ленинградской области), так и в городской черте. По состоянию на середину сентября нынешнего года на акватории Невы нефтесборщики ГУП «ПиЛАРН» по заказу Комитета 59 раз выходили в рейд для локализации и ликвидации нефтяных загрязнений (за весь 2009 год таких выходов было 50). Собранное количество нефтеводяной смеси (НВС) также значительно превысило цифры прошлого года: 55 150 кг (за период до 15 сентября 2010 года) против 19 850 кг. Только за прошедшую неделю судами-нефтесборщиками собрано с акватории главной водной трассы города 600 кг НВС, попавшими в Неву в результате четырех аварийных ситуаций.
В каждом случае ликвидацией последствий разливов нефтепродуктов занимаются городские аварийные службы - суда ГУП «ПиЛАРН». При этом основная задача речных экологов заключается в том, чтобы как можно раньше перехватить пятно нефтепродуктов, с целью защитить центральную историческую часть города. Для этого аварийный экологический флот за последние годы был оснащен скоростным нефтесборщиком «Рубеж», а также скоростными бонопостановщиками с функцией нефтесборщиков «Дозор» и «Заслон». Несомненным лидером городского нефтеуборочногофлота - и это показали нынешние учения - стало многофункциональное судно «Невская застава» с уникальными транспортными (перевозка грузов и эскорт судов), скоростными и нефтеуборочными функциями, а также возможностью тушения пожаров как вблизи аварийного судна, так и на расстоянии до 100 метров.
Следует отметить, что все суда, которые несут вахту на опорных пунктах верхней и нижней границы зоны ответственности города, являются многофункциональными. Они способны самостоятельно локализовать нефтеразлив установкой боновых заграждений и собрать разлитые на акватории нефтепродукты в качестве нефтесборщиков. Для этих целей на судах имеются специальные катушки с боновыми заграждениями, а также средства для сбора нефтепродуктов и нанесения сорбента. Например, на теплоходе «Рубеж» имеется 200 м боновых заграждений речного класса, 2 щеточных скиммера производительностью 45 куб. м в час. На «Редуте» - 2 щеточных скиммера производительностью 60 куб. м в час и по 200 метров бонов морского и речного классов. Кроме того, оба судна вооружены пушками для нанесения сорбента на нефтяное пятно, имеются емкости для временного хранения собранных нефтепродуктов, а также надувные лодки для работы в условиях мелководья и разнообразное технологическое оборудование.
Самый ожидаемый городом ледокол «Невская застава», спущенный на воду в прошлом году и прошедший все стадии испытаний нынешней зимой, обладает широкими возможностями помимо обеспечения своего прямого назначения - ликвидации нефтеразливов в зимний межнавигационный период и предотвращения зажорных явлений на Неве. Ледокол блестяще действует и в условиях нефтеразлива высокой интенсивности. Осадка для ледокола невелика - 3,8 м, а надводный габарит составляет всего 5 м. Пониженный надводный габарит, обеспечиваемый подъемно-опускной конструкцией рулевой рубки позволяет ледоколу проходить под невскими мостами без их разводки и быстро прибывать к месту аварии со стороны опорного пункта. Для выполнения операций по сбору нефтепродуктов «Невская застава» показала на учениях многофункциональный гидравлический судовой полноповоротный кран, который и амфибию "Труксор" доставил и спустил на воду, и обеспечил работу щеток скиммера.
Оснащение городского нефтеуборочного флота, силы и средства аварийных экологических служб показали себя на прошедших учениях с наилучшей стороны, продемонстрировав согласованность действий при проведении аварийных работ в случаях масштабного разлива нефтепродуктов в условиях сложного течения Невы. "При возникновении подобных аварийных ситуаций как никогда важна сплоченность и слаженность действий всех участников ликвидации аварии, - сказал, подводя итог учениям председатель Комитета по природопользованию Д.А.Голубев. - Город и область должны быть, что называется, на одном берегу перед лицом масштабной аварии, которая может нанести урон нашему общему водному объекту - реке Неве. Мы показали, что можем действовать вместе не только оперативно, но и максимально эффективно".
Пресс-секретарь Комитета - Елена Анатольевна Малышева, телефоны 299-79-71, elenam@ecodata.spb.ru