Главная » 2010 » Декабрь » Новость от 01.12.2010

Новость от 01.12.2010

 

30 ноября многофункциональный ледокол «Невская застава», приступивший к прокладыванию ледовых каналов на Неве с 27 ноября, ликвидировал ледовый зажор в районе Финляндского железнодорожного моста.

Работы по прокладыванию ледовых каналов проходят по установленному и выверенному со специалистами графику. Образование зажоров - не редкость для зимней Невы. Зажор - скопление шуги (мелко колотого льда) и более крупных ледяных обломков в поперечном сечении русла реки. Такое скопление вызывает сужение так называемого живого сечения русла и обуславливает подъем уровня воды, который в зимнее время весьма опасен: дренажная система также замерзает и ледяная корка не дает воде уйти восвояси.

В этом году Нева рано оделась льдом. Кромки льда обрываются только ниже Благовещенского моста, где наблюдается чистая водная поверхность. Первый рейд «Невской заставы» состоялся уже 27 ноября, когда стало ясно, что плавучая техника, производившая работы по дноочистке русла реки Славянки, не может пройти к месту свой дислокации на Петровском проспекте П.С. (причал ГУП «Экострой») из-за 10-сантиметрового, а в некоторых местах и 15-сантиметрового, ледяного покрова.

Ледокол сопроводил из устья Славянки в Малую Неву попавших в ледяной плен экологический катер и два рабочих буксира. Ледовый канал позволил своевременно избавиться от возможного подъема воды в районе Обуховского завода. Вместе с «Невской заставой» работали и буксиры ледового класса, старожилы «Минск» и «Одесса», задача которых закреплять уже проложенный канал, по которому лед вниз по течению сходит в Финский залив и не скапливается на поворотах реки и на более мелководных участках, образуя зажоры. Два стареньких буксира прежде ломали лед, поднимаясь не выше Троицкого моста. «Невская застава», как показала прошлая зима, легко режет даже 70-сантиметровый лед.

Вечером 28 ноября в диспетчерскую службу ГУП «ПиЛАРН» с просьбой о помощи обратилась застрявшая в ледовой крошке возле Литейного моста команда «Волго-Нефть-56». Порожний танкер следовал в верховья Невы в Петрокрепость и не смог преодолеть сильное торошение на повороте реки. Ледокол буквально дотащил танкер до участка Невы, называемого «кривым коленом» (эта операция заняла всю ночь), а далее «Волго-Нефть» проследовала в арьергарде до места назначения. Чтобы вернуться обратно к причалу на Петровской набережной «Невской заставе», к слову, понадобилось всего три часа. Скорость ледокола составила 20 км/час.

По заказу Комитета проводится мониторинг ледовой обстановки в наиболее опасных зонах возможного образования зажорных явлений. Вот в такую «опасную зону» и отправилась «Невская застава» в последний день календарной осени.

30 ноября в рейде «Невской заставы» по пробивке ледовых каналов участвовал председатель Комитета Д.А.Голубев и съемочная группа программы «Вести - Санкт-Петербург» (РТР). В этот день по сообщению службы гидропрогнозов Гидрометцентра ситуация с образованием зажора в районе Финляндского моста усугубилась: по всей ширине Невы наблюдались скопления битого и колотого льда, в толще пробитых каналов был виден слой шуги и формирующегося зажора. Особенно показательной ситуация оказалась в створе Таллиннской улицы, где появившаяся отмель значительно сузила русло. Дмитрий Голубев прокомментировал ситуацию, рассказав о последствиях зажоров, таких как подтопление территорий (вода может подняться до 2 метров) в черте города. Это береговые зоны вблизи Усть-Ижоры и устья реки Тосны. Существует и потенциальная опасность забивки решеток водозаборов шугой, повреждение набережных ледовыми массами, снос плавучих причалов и кранов.

Выше Финляндского моста «Невская застава» обнаружила серьезный зажор. Было принято решение пробить ледовый канал, который приведет к ликвидации этого явления, и закрепить его. Толщина слоя шуги в некоторых местах русла достигла 2 метров. Работа продолжалась два часа, но ледокол справился с задачей. По пробитому каналу было видно, как остатки льдин и опасный ледяной «коктейль» уходят вниз по течению. В самом широком месте Невы - у Петропавловской крепости - льдины уже встречали два малых буксира «Минск» и «Одесса», мощности которых как раз хватает для «прогона» уже колотого льда вниз к Благовещенскому мосту. Дальнейшую работу проделает сама Нева: льдины, уже никому не угрожая, уйдут с мощным течением в Финский залив.

Петербургские корабелы, Комитет по природопользованию, заказавший постройку судна для нужд города, и городской нефтеуборочный флот могут по праву гордиться великолепными проходческими качествами «Невской заставы».

В Комитете тщательно изучается прогноз гидрометеообстановки, и в случае угрозы образования ледовых зажоров начинает действовать комплексный план мероприятий по организации превентивных мер по обеспечению экологической безопасности водопользования и устойчивого функционирования промышленных объектов в известных специалистам зонах возможного подтопления.


← Вернуться к списку

© 2005 — 2022 Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Яндекс.Метрика